Рисунок 13.4. Новый элемент набора

При помещении последнего сегмента контура фигура должна замкнуться и стать непрозрачной. Инструментом Линия нарисуйте линии тарелок и оси мешалок. Инструментом Прямоугольник Ctrl+8 нарисуйте мешалки. Выберите инструмент Точка соединения Shift+Ctrl+1, удерживая Ctrl установите точки соединения соединительных линий в нижней точке реактора и на левой и правой стенках под тарелками. Закройте документ (нижняя из кнопок с крестиком) с элементом, подтвердите сохранение в наборе. Переместите новый элемент из набора в документ. Сделайте его копию, соедините соединительной линией нижний выход левого с одним из боковых входов правого реактора.

13.2. СОЗДАНИЕ СХЕМ В LIBREOFFICE DRAW

В случае отсутствия Microsoft Visio схемы можно построить в универсальном векторном редакторе LibreOffice Draw. Загрузите программу. В верхней части окна расположены по умолчанию панели С тандартная , Линии и заливка , снизу – панель Рисование . В рабочей области находятся Навигатор (F5), Панель страниц , содержащая миниатюрные изображения страниц документа, область редактирования текущего листа, снизу которой находятся вкладки переключения слоёв и список стилей (F11) текста, линий, заливок.

Сначала задайте для последующих фигур толщину линии контура 0,10 см на панели Линии и заливка . Из группы фигур Схемы панели Рисование поместите в документ элементы блок-схемы программы, которую вы создавали в разделе MS Visio. Командой контекстного меню

Положение и размер задайте для основных фигур размер 21,5 см, для

Сегодня мы рассмотрим основные приёмы работы с LibreOffice Draw на примере создания блок-схемы алгоритма работы простой компьютерной программы.

Программа для создания векторных изображений — чуть ли не самая невостребованная в арсенале среднестатистического пользователя офисного пакета. Однако, это не значит, что она никогда и нигде вам не понадобиться. Мне она очень пригождалась для рисования различных блок-схем: другие графические редакторы не всегда имеют нужный набор удобных инструментов либо имеют, но требуют куда больших телодвижений для дальнейшей вставки изображения в документы и таблицы.
Начнём с простого. Откроем Draw : для этого либо выберем пункт Создать->Рисунок Draw на стартовом экране LibreOffice или ярлык самой программы.

Чтобы усвоить основные приёмы, нарисуем небольшую блок-схему алгоритма программы определения большего из двух введённых с клавиатуры чисел. Она будет включать в себя следующие операции: ввод чисел->их сравнение->вывод результата на экран.

Сразу же включим отображение сетки (по ней удобно контролировать размер блоков и выравнивать их относительно друг друга) — пункт меню Вид->Сетка->Показать сетку. И изменим масштаб листа на 100%: установим бегунок в правом нижнем углу экрана в нужное значение, либо изменим его в пункте меню Вид->Масштаб...

Условные обозначения будем выбирать согласно ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85) «Единая система программной документации. Схемы алгоритмов программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения» , так как именно его обычно дают школах (естественно, в упрощенном варианте) и требуют в ВУЗах.
Блок-схема всегда начинается с терминатора — эллипса, обозначающего выход во внешнюю среду и вход из внешней среды, в том числе и начало или конец программы. Поместим его на лист: в LibreOffice Draw есть отдельный набор объектов для формирования блок-схем — нам понадобиться кнопка Схемы->Блок-схема: знак завершения на панели Рисование в нижней части окна:

Щелкнем по ней, поместим курсор в точку, где будет располагаться левый верхний угол объекта, и растянем фигуру до нужного размера. Скажем, пусть она занимает 3 шага сетки в высоту и 8 в длину.
Теперь приведём терминатор к виду, рекомендуемому ГОСТ 19.003-80 «Схемы алгоритмов и программ. Обозначение условные графические» (на данный момент он заменён указанным выше ГОСТ 19.701-90, но из-за того, что в нём содержаться более чёткие рекомендации по внешнему виду блоков, на него периодически ссылаются): изменим высоту блока до 2 шагов, а длину до 6. Сделаем фон фигуры белым, а обводку — чёрной: пункт меню Область...->Заполнить->Цвет->Белый, пункт меню Линия...->Цвет->Чёрный.

Чтобы не повторять работу по изменению цветовой схемы фигур каждый раз, сделайте её сразу в через основное меню Формат, а не через контекстное меню, вызываемое для каждой фигуры отдельно.

Добавим в терминатор текст — дважды нажмём по нему кнопкой мыши, нажмём кнопку Текст () или F2 , предварительно выделив его, и добавим подпись «Начало». Получим:

Чтобы в случае чего не было мучительно больно за случайно пропавшую работу, сохраним рисунок под именем «Алгоритм Сравнение чисел»:

Теперь нам нужно вывести для пользователя запрос ввода двух чисел. Для этого нам понадобится символ Дисплей . Добавим его из того же набора Схемы, изменим пропорции до рекомендуемых (длина=1,5*ширина) и впишем текст, который будет выводиться на экран:

Аналогично мы добавим к блок-схеме элементы Ручной ввод и Решение , а также продублируем Дисплей и терминатор (выделяем нужную фигуру, выбираем пункт меню Правка->Дублировать... и указываем нужное количество копий). Получится вот такая заготовка:

Очевидно, что между объектами не хватает соединительных линий . Они отличаются от обычных линий и стрелок тем, что прикрепляются к точкам соединения объектов и перемещаются вместе с ними, изменяя свой размер по мере необходимости. Различают четыре типа таких линий — стандартные, подогнутые, прямые и сглаженные кривые (сверху вниз):

Чтобы привязать линию к объектам, которые она соединяет, нужно выбрать её тип на панели Рисование и нажать на него. Тогда станут видны точки соединения, которые есть у всех объектов. Затем нужно установить курсор в точку начала линии и присоединить его к точке, где она должна кончаться. В нашем случае для первой части алгоритма подойдёт Прямая соединительная линия:

У объекта Ручной ввод нижняя точка соединения находится выше очерчивающей его линии. Чтобы соединение смотрелось аккуратно, выделим соединительную и переместим её начало ниже:

Для второй части алгоритма, содержащей условие, удобнее использовать подогнутую соединительную линию со стрелкой на конце. Она имеет две дополнительных точки перегиба, позволяющие поворачивать её в нужном направлении — для этого достаточно потянуть за них:

Таких линий потребуется четыре. Также рядом с линиями, выходящими из объекта Решение принято делать подписи, иллюстрирующие его логику. Снова воспользуемся кнопкой Текст, но на этот раз не применительно к фигуре. После нажатия на неё установим курсор туда, где должен находится текст, и впишем туда «ДА»:

Аналогично добавим комментарий «НЕТ» над противоположной линией:

Алгоритм готов, останется только сохранить его.
В заключение обращу ваше внимание на то, что у каждого принимающего могут быть свои требования к выполнению нюансов, прямо не описанных в ГОСТ’е. Например, кто-то требует, чтобы все линии попадающие под условие оканчивались стрелками, кто-то — чтобы место соединения двух и более линий было обозначено точкой и т.д. Спорить, даже вооружившись ГОСТ’ом, обычно бывает бесполезно. Просто наберитесь терпения и подправьте ваш обычный шаблон под конкретные требования.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с основами работы в LibreOffice Draw. Однако, если у вас остались вопросы, их можно задать их в комментариях или на нашем форуме . Мы постараемся оперативно на них ответить 🙂

Тема :

Цели:

    образовательная: способствовать формированию умений и навыков в работе с векторными графическими редакторами, создавать простые векторные рисунки, использовать операции изменения порядка расположения слоев рисунка, изменения прозрачности объектов, группировки отдельных объектов в единый объект и изменения размера объектов.

    развивающая: содействовать развитию познавательных процессов у учащихся, воображения, логического и творческого мышления.

    воспитательная: воспитывать информационную культуру, инициативность, ценностные отношения к предмету.

Оборудование:

    ПК с установленной ОС Windows , векторный графический редактор, встроенный в текстовый редактор входящий в состав интегрированного приложения Office .

    Компьютерная презентация

Тип урока : комбинированный

План урока:

    Организационно-мотивационный этап 1 мин.

    Актуализация опорных знаний 4 мин.

    Этап усвоения новых знаний и способов действий 15 мин.

    Этап первичной проверки понимания изученного 3 мин.

    Этап применения знаний и способов действий 15 мин.

    Этап коррекции знаний и способов действий 2 мин.

    Этап информации о домашнем задании 2 мин.

    Этап подведения итогов занятия 2 мин.

    Этап рефлексии 1 мин.

Ход урока

Этапы

урока

I. Организационно-мотивационный этап

Приветствие, фиксация отсутствующих.

Сегодня мы продолжим изучать графические редакторы. Это очень интересная тема. На предыдущих занятиях вы уже слышали о векторных графических изображениях. Сегодня же мы рассмотрим графические редакторы, с помощью которых создаются векторные изображения. Вас ожидает практическая работа, в ходе которой вы научитесь использовать основные инструменты графического редактора и создавать простейшие изображения.

II . Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним о чем вы говорили на предыдущих занятиях.

    Какие типы компьютерных изображений вам известны?

Растровые и векторные

    Каким образом получается растровое изображение?

Растровое изображение создается с использованием точек различного цвета – пикселей, которые образуют строки и столбцы. Каждый пиксель может принимать любой цвет из палитры, содержащей десятки миллионов цветов, поэтому растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи цветов и полутонов.

    Какова особенность растровых изображений?

Растровые изображения очень чувствительны к масшта­бированию (увеличению или уменьшению). При уменьше­нии растрового изображения несколько соседних точек пре­образуются в одну, поэтому теряется четкость мелких деталей изображения. При его увеличении увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, ко­торый можно увидеть невооруженным глазом.

    Как формируются векторные изображения?

Векторные изображения формируются из объектов (точ­ка, линия, окружность, прямоугольник и др.), которые называются графическими примитивами. Для каж­дого примитива задаются координаты, а также цвет. То есть каждый такой объект может быть математически описан.

    Каково главное достоинство векторной графики?

Достоинством векторной графики является то, что век­торные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества. Это возможно, так как масштабирование изображений производится с помощью простого умножения координат точек графических прими­тивов на коэффициент масштабирования.

III . Этап усвоения новых знаний и способов действий

Мы вспомнили основные вопросы, связанные с компьютерной графикой. Теперь же давайте разберемся, что представляют собой векторные графические редакторы.

Векторные графические редакторы

Векторные графические редакторы используются для создания рисунков, схем и чертежей с помощью графиче­ских примитивов. Векторный графический редактор можно рассматривать как графический конструктор, который по­зволяет строить изображение из отдельных объектов (графи­ческих примитивов).

К векторным графическим редакторам относится встроенный в Microsoft Office Word графический редактор. Именно на его примере мы и будем знакомиться с векторными редакторами.

Векторное изображение легко редактировать, так как каждый графический примитив существует как самостоя­тельный объект. Можно без потери качества изображения перемещать этот объект, изменять его размеры, цвет и про­зрачность.

Слои объектов .

Каждый графический примитив рисует­ся в своем слое, поэтому рисунки состоят из множества слоев. Графические примитивы можно накладывать друг на друга, при этом одни объекты могут заслонять другие. На­пример, если сначала было нарисовано солнце, а за­тем поверх него облако, то слой облака будет рас­полагаться поверх слоя солнца и облако заслонит солнце.

Очень удобно то, что векторный графический редактор позволяет нам изменять видимость объектов путем изменения порядка размещения слоев на рисунке. Для этого используются операции изменения порядка, кото­рые позволяют перемещать выделенный объект на передний план (в самый верхний слой рисунка) или на задний план (в самый нижний слой рисунка), а также на один слой вперед или назад.

Еще одна возможность векторных редакторов – изменения степени прозрачности для каждого объекта (слоя рисунка). Степень прозрачности указывается в процентах от 0 до 100%. При нулевой прозрачности слоя объект, нарисованный на слое, лежащем ниже, виден не будет. Наоборот, при стопроцентной про­зрачности он будет виден полностью.

Группировка объектов.

В векторном редакторе отдель­ные графические примитивы можно преобразовать в единый объект (сгруппировать). С этим новым объектом можно про­изводить те же действия, что и с графическими примитива­ми, то есть перемещать объект, изменять его размеры, цвет и другие параметры. Можно и, наоборот, разбить объект, со­стоящий из нескольких объектов, на самостоятельные объ­екты (разгруппировать).

Например, олимпийскую эмблему можно нарисовать с помощью пяти окружностей разного цвета. Затем, сгруппи­ровав их в один объект, можно изменять размер, пропорции и цвет всей олимпийской эмблемы.

А вы знаете что обозначают 5 колец в олимпийской эмблеме?

Пять переплетенных колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний) цветов - символ пяти объединенных в олимпийское движение континентов. Предложена в 1913 П. де Кубертеном.

Для большей точности рисования объектов в окне редак­тора по горизонтали и по вертикали размещаются линейки с делениями.

Для выравнивания нарисованных объектов по горизон­тали и вертикали используется сетка. Можно сделать сетку видимой, а также изменить размер ее ячеек.

Основные векторные редакторы

Простой векторный графический редактор StarOffice Draw входит в состав интегрированного офисного приложе­ния StarOffice , удобный векторный редактор встроен в тек­стовый редактор Microsoft Word , для создания чертежей и схем можно использовать систему компьютерного черчения КОМПАС, среди профессиональных векторных графических систем наиболее распространена CorelDRAW .

Сегодня мы познакомимся со встроенным в приложение Microsoft Word графическим редактором, который является векторным.

Прежде чем рисовать, необходимо убедиться, что в окне приложения имеется панель инструментов Рисование.

Как вызвать панели инструментов?

Вид – Панели инструментов - …

Давайте рассмотрим инструменты панели Рисование.

Меню Рисование позволяет выполнять различные действия с объектами изображения. Например, можно группировать, повернуть, отразить, изменить порядок. Еще одна возможность – отображение линий сетки, которая позволяет размещать объекты симметрично, на равных расстояниях, т.е. повышает точность построений.

Стрелка позволяет выбирать и выделять объекты.

Пункт меню Автофигуры открывает доступ ко всем автофигурам, с помощью которых мы и будем строить изображения.

За ними расположены пиктограммы Надпись, Добавить объект WordArt , Добавить диаграмму, Добавить картинку, Цвет заливки, Цвет линий, Цвет шрифта, Тип линий, Шаблон линии, Меню «Тени» и «Объемы».

Многие из этих инструментов вам понадобятся при выполнении практической работы.

IV . Этап первичной проверки понимания изученного

1. Почему в векторных графических редакторах можно изменять видимость объектов, образующих рисунок?

2. В каких случаях полезно воспользоваться операцией группиров­ки объектов?

3. Какие векторные редакторы вы знаете?

4. Назовите возможности векторного графического редактора, которые являются его достоинствами.

V . Этап применения знаний и способов действий

Теперь разберемся на практике и научимся применять инструменты рисования векторного графического редактора.

VI . Этап коррекции знаний и способов действий

Проверка и коррекция учителем правильности выполнения практической работы.

VII . Этап информации о домашнем задании

VIII . Этап подведения итогов занятия

Подведение итогов урока с комментариями учителя по поводу работы класса и отдельных учащихся.

Выставление оценок.

IX. Этап рефлексии

Чем интересен урок? Что хотели бы изменить? Как оцениваете свою работу на уроке?


Содержание сайта
Разное
Работа с изображениями
Обзор /
Список


На рисунке - Libre Office Draw v 5.1.5 (2000 -2016 гг.). Интерфейс и справка - многоязычные (есть русский язык).
Libre Office Draw входит в бесплатный пакет программ Libre Office (Википедия о Libre Office ).

В состав пакета входят программы:
LibreOffice Writer - текстовой редактор типа Microsoft Office Word
LibreOffice Writer (web) - редактор веб-страниц
LibreOffice Draw - программа для работы с изображениями
LibreOffice Calc - создание электронных таблиц
LibreOffice Base - работа с базами данных
LibreOffice Impress - программа для создания презентаций
LibreOffice Math - программа для создания математических формул

Работает в Windows, Linux, Mac.

Libre Office Draw

Основное назначение Libre Office Draw - векторное рисование. Дополнительно - создание веб-страниц.

В редакторе можно создать несколько страниц. Страница можно снабдить гиперссылками, нумерацией, описаниями и пр.

Программа имеет целый набор векторных объектов, которые можно вставить на страницу - прямые линии и линии произвольной формы, линии со стрелками, прямоугольники, эллипсы (окружности), различные векторные фигуры, разнообразные звезды, выноски и другое. Имеется большая галерея спец. значков и миниатюр.
Кроме этого, на страницу можно вставить текст, схемы, диаграммы, изображения, видео, звук, слайды, файл, фрейм, таблицу, поля даты и времени (в т.ч. изменяемые), создать ссылку и пр.
Для вставленного текста есть функция проверки орфографии. К тексту можно также применить эффекты (т.е. создать художественный текст) и создать анимированный текст.
Изображение можно вставить из файла или со сканера.

Форму вставленных объектов можно скорректировать перетаскиванием за узлы.

К объектам можно применить поворот вокруг оси, отражение по горизонтали или вертикали, применить расположение в различных слоях, выравнивание, векторное изображение можно преобразовать в растровое, применить заполнение (цвет, градиент, текстура), искажение формы, 3D-преобразование и прочее.

Сохранение рисунка для последующего редактирования - в форматах odg, otd, sxd, std, fodg.
Сохранение созданного (экспорт) в форматах html, flash (swf), pdf, bmp, emf, gif, jpg, jpeg, png и других.

Создание веб-сайта

При сохранении созданного в Libre Office Draw в формате html-страниц создается комплект страниц, изображений, кнопок навигации и пр. Для тех, кто хочет быстро создать сайт, состоящий из нескольких простых страниц, программа Libre Office Draw может оказаться даже проще и удобнее, чем специализированная программа из этого пакета - LibreOffice Writer (web) .
Для примера создан сайт, состоящий из двух страниц (см. рисунок выше).
Главная страница сайта представляет из себя страницу с набором миниатюр - уменьшенных страниц сайта. При щелчке по миниатюре открывается соответствующая страница.
Пример простейшего сайта , созданного в Libre Office Draw.

Программа для создания презентаций LibreOffice Impress, входящая в пакет Libre Office, по набору функций и методам работы во многом схожа с Libre Office Draw.