Рисунок 13.4. Новый элемент набора
При помещении последнего сегмента контура фигура должна замкнуться и стать непрозрачной. Инструментом Линия нарисуйте линии тарелок и оси мешалок. Инструментом Прямоугольник Ctrl+8 нарисуйте мешалки. Выберите инструмент Точка соединения Shift+Ctrl+1, удерживая Ctrl установите точки соединения соединительных линий в нижней точке реактора и на левой и правой стенках под тарелками. Закройте документ (нижняя из кнопок с крестиком) с элементом, подтвердите сохранение в наборе. Переместите новый элемент из набора в документ. Сделайте его копию, соедините соединительной линией нижний выход левого с одним из боковых входов правого реактора.
13.2. СОЗДАНИЕ СХЕМ В LIBREOFFICE DRAW
В случае отсутствия Microsoft Visio схемы можно построить в универсальном векторном редакторе LibreOffice Draw. Загрузите программу. В верхней части окна расположены по умолчанию панели С тандартная , Линии и заливка , снизу – панель Рисование . В рабочей области находятся Навигатор (F5), Панель страниц , содержащая миниатюрные изображения страниц документа, область редактирования текущего листа, снизу которой находятся вкладки переключения слоёв и список стилей (F11) текста, линий, заливок.
Сначала задайте для последующих фигур толщину линии контура 0,10 см на панели Линии и заливка . Из группы фигур Схемы панели Рисование поместите в документ элементы блок-схемы программы, которую вы создавали в разделе MS Visio. Командой контекстного меню
Положение и размер задайте для основных фигур размер 21,5 см, для
Сегодня мы рассмотрим основные приёмы работы с LibreOffice Draw на примере создания блок-схемы алгоритма работы простой компьютерной программы.
Программа для создания векторных изображений — чуть ли не самая невостребованная в арсенале среднестатистического пользователя офисного пакета. Однако, это не значит, что она никогда и нигде вам не понадобиться. Мне она очень пригождалась для рисования различных блок-схем: другие графические редакторы не всегда имеют нужный набор удобных инструментов либо имеют, но требуют куда больших телодвижений для дальнейшей вставки изображения в документы и таблицы.
Начнём с простого. Откроем Draw
: для этого либо выберем пункт Создать->Рисунок Draw на стартовом экране LibreOffice или ярлык самой программы.
Чтобы усвоить основные приёмы, нарисуем небольшую блок-схему алгоритма программы определения большего из двух введённых с клавиатуры чисел. Она будет включать в себя следующие операции: ввод чисел->их сравнение->вывод результата на экран.
Сразу же включим отображение сетки (по ней удобно контролировать размер блоков и выравнивать их относительно друг друга) — пункт меню Вид->Сетка->Показать сетку. И изменим масштаб листа на 100%: установим бегунок в правом нижнем углу экрана в нужное значение, либо изменим его в пункте меню Вид->Масштаб...
Условные обозначения будем выбирать согласно ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85) «Единая система программной документации. Схемы алгоритмов программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения»
, так как именно его обычно дают школах (естественно, в упрощенном варианте) и требуют в ВУЗах.
Блок-схема всегда начинается с терминатора
— эллипса, обозначающего выход во внешнюю среду и вход из внешней среды, в том числе и начало или конец программы. Поместим его на лист: в LibreOffice Draw есть отдельный набор объектов для формирования блок-схем — нам понадобиться кнопка Схемы->Блок-схема: знак завершения на панели Рисование в нижней части окна:
Щелкнем по ней, поместим курсор в точку, где будет располагаться левый верхний угол объекта, и растянем фигуру до нужного размера. Скажем, пусть она занимает 3 шага сетки в высоту и 8 в длину.
Теперь приведём терминатор к виду, рекомендуемому ГОСТ 19.003-80 «Схемы алгоритмов и программ. Обозначение условные графические»
(на данный момент он заменён указанным выше ГОСТ 19.701-90, но из-за того, что в нём содержаться более чёткие рекомендации по внешнему виду блоков, на него периодически ссылаются): изменим высоту блока до 2 шагов, а длину до 6. Сделаем фон фигуры белым, а обводку — чёрной: пункт меню Область...->Заполнить->Цвет->Белый, пункт меню Линия...->Цвет->Чёрный.
Чтобы не повторять работу по изменению цветовой схемы фигур каждый раз, сделайте её сразу в через основное меню Формат, а не через контекстное меню, вызываемое для каждой фигуры отдельно.
Добавим в терминатор текст — дважды нажмём по нему кнопкой мыши, нажмём кнопку Текст () или F2 , предварительно выделив его, и добавим подпись «Начало». Получим:
Чтобы в случае чего не было мучительно больно за случайно пропавшую работу, сохраним рисунок под именем «Алгоритм Сравнение чисел»:
Теперь нам нужно вывести для пользователя запрос ввода двух чисел. Для этого нам понадобится символ Дисплей . Добавим его из того же набора Схемы, изменим пропорции до рекомендуемых (длина=1,5*ширина) и впишем текст, который будет выводиться на экран:
Аналогично мы добавим к блок-схеме элементы Ручной ввод и Решение , а также продублируем Дисплей и терминатор (выделяем нужную фигуру, выбираем пункт меню Правка->Дублировать... и указываем нужное количество копий). Получится вот такая заготовка:
Очевидно, что между объектами не хватает соединительных линий . Они отличаются от обычных линий и стрелок тем, что прикрепляются к точкам соединения объектов и перемещаются вместе с ними, изменяя свой размер по мере необходимости. Различают четыре типа таких линий — стандартные, подогнутые, прямые и сглаженные кривые (сверху вниз):
Чтобы привязать линию к объектам, которые она соединяет, нужно выбрать её тип на панели Рисование и нажать на него. Тогда станут видны точки соединения, которые есть у всех объектов. Затем нужно установить курсор в точку начала линии и присоединить его к точке, где она должна кончаться. В нашем случае для первой части алгоритма подойдёт Прямая соединительная линия:
У объекта Ручной ввод нижняя точка соединения находится выше очерчивающей его линии. Чтобы соединение смотрелось аккуратно, выделим соединительную и переместим её начало ниже:
Для второй части алгоритма, содержащей условие, удобнее использовать подогнутую соединительную линию со стрелкой на конце. Она имеет две дополнительных точки перегиба, позволяющие поворачивать её в нужном направлении — для этого достаточно потянуть за них:
Таких линий потребуется четыре. Также рядом с линиями, выходящими из объекта Решение принято делать подписи, иллюстрирующие его логику. Снова воспользуемся кнопкой Текст, но на этот раз не применительно к фигуре. После нажатия на неё установим курсор туда, где должен находится текст, и впишем туда «ДА»:
Аналогично добавим комментарий «НЕТ» над противоположной линией:
Алгоритм готов, останется только сохранить его.
В заключение обращу ваше внимание на то, что у каждого принимающего могут быть свои требования к выполнению нюансов, прямо не описанных в ГОСТ’е. Например, кто-то требует, чтобы все линии попадающие под условие оканчивались стрелками, кто-то — чтобы место соединения двух и более линий было обозначено точкой и т.д. Спорить, даже вооружившись ГОСТ’ом, обычно бывает бесполезно. Просто наберитесь терпения и подправьте ваш обычный шаблон под конкретные требования.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с основами работы в LibreOffice Draw. Однако, если у вас остались вопросы, их можно задать их в комментариях или на нашем форуме . Мы постараемся оперативно на них ответить 🙂
Тема :
Цели:
образовательная: способствовать формированию умений и навыков в работе с векторными графическими редакторами, создавать простые векторные рисунки, использовать операции изменения порядка расположения слоев рисунка, изменения прозрачности объектов, группировки отдельных объектов в единый объект и изменения размера объектов.
развивающая: содействовать развитию познавательных процессов у учащихся, воображения, логического и творческого мышления.
воспитательная: воспитывать информационную культуру, инициативность, ценностные отношения к предмету.
Оборудование:
ПК с установленной ОС Windows , векторный графический редактор, встроенный в текстовый редактор входящий в состав интегрированного приложения Office .
Компьютерная презентация
Тип урока : комбинированный
План урока:
Организационно-мотивационный этап 1 мин.
Актуализация опорных знаний 4 мин.
Этап усвоения новых знаний и способов действий 15 мин.
Этап первичной проверки понимания изученного 3 мин.
Этап применения знаний и способов действий 15 мин.
Этап коррекции знаний и способов действий 2 мин.
Этап информации о домашнем задании 2 мин.
Этап подведения итогов занятия 2 мин.
Этап рефлексии 1 мин.
Ход урока
Этапы
урока
I. Организационно-мотивационный этап
Приветствие, фиксация отсутствующих.
Сегодня мы продолжим изучать графические редакторы. Это очень интересная тема. На предыдущих занятиях вы уже слышали о векторных графических изображениях. Сегодня же мы рассмотрим графические редакторы, с помощью которых создаются векторные изображения. Вас ожидает практическая работа, в ходе которой вы научитесь использовать основные инструменты графического редактора и создавать простейшие изображения.
II . Актуализация опорных знаний
Давайте вспомним о чем вы говорили на предыдущих занятиях.
Какие типы компьютерных изображений вам известны?
Растровые и векторные
Каким образом получается растровое изображение?
Растровое изображение создается с использованием точек различного цвета – пикселей, которые образуют строки и столбцы. Каждый пиксель может принимать любой цвет из палитры, содержащей десятки миллионов цветов, поэтому растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи цветов и полутонов.
Какова особенность растровых изображений?
Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется четкость мелких деталей изображения. При его увеличении увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.
Как формируются векторные изображения?
Векторные изображения формируются из объектов (точка, линия, окружность, прямоугольник и др.), которые называются графическими примитивами. Для каждого примитива задаются координаты, а также цвет. То есть каждый такой объект может быть математически описан.
Каково главное достоинство векторной графики?
Достоинством векторной графики является то, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества. Это возможно, так как масштабирование изображений производится с помощью простого умножения координат точек графических примитивов на коэффициент масштабирования.
III . Этап усвоения новых знаний и способов действий
Мы вспомнили основные вопросы, связанные с компьютерной графикой. Теперь же давайте разберемся, что представляют собой векторные графические редакторы.
Векторные графические редакторы
Векторные графические редакторы используются для создания рисунков, схем и чертежей с помощью графических примитивов. Векторный графический редактор можно рассматривать как графический конструктор, который позволяет строить изображение из отдельных объектов (графических примитивов).
К векторным графическим редакторам относится встроенный в Microsoft Office Word графический редактор. Именно на его примере мы и будем знакомиться с векторными редакторами.
Векторное изображение легко редактировать, так как каждый графический примитив существует как самостоятельный объект. Можно без потери качества изображения перемещать этот объект, изменять его размеры, цвет и прозрачность.
Слои объектов .
Каждый графический примитив рисуется в своем слое, поэтому рисунки состоят из множества слоев. Графические примитивы можно накладывать друг на друга, при этом одни объекты могут заслонять другие. Например, если сначала было нарисовано солнце, а затем поверх него облако, то слой облака будет располагаться поверх слоя солнца и облако заслонит солнце.
Очень удобно то, что векторный графический редактор позволяет нам изменять видимость объектов путем изменения порядка размещения слоев на рисунке. Для этого используются операции изменения порядка, которые позволяют перемещать выделенный объект на передний план (в самый верхний слой рисунка) или на задний план (в самый нижний слой рисунка), а также на один слой вперед или назад.
Еще одна возможность векторных редакторов – изменения степени прозрачности для каждого объекта (слоя рисунка). Степень прозрачности указывается в процентах от 0 до 100%. При нулевой прозрачности слоя объект, нарисованный на слое, лежащем ниже, виден не будет. Наоборот, при стопроцентной прозрачности он будет виден полностью.
Группировка объектов.
В векторном редакторе отдельные графические примитивы можно преобразовать в единый объект (сгруппировать). С этим новым объектом можно производить те же действия, что и с графическими примитивами, то есть перемещать объект, изменять его размеры, цвет и другие параметры. Можно и, наоборот, разбить объект, состоящий из нескольких объектов, на самостоятельные объекты (разгруппировать).
Например, олимпийскую эмблему можно нарисовать с помощью пяти окружностей разного цвета. Затем, сгруппировав их в один объект, можно изменять размер, пропорции и цвет всей олимпийской эмблемы.
А вы знаете что обозначают 5 колец в олимпийской эмблеме?
Пять переплетенных колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний) цветов - символ пяти объединенных в олимпийское движение континентов. Предложена в 1913 П. де Кубертеном.
Для большей точности рисования объектов в окне редактора по горизонтали и по вертикали размещаются линейки с делениями.
Для выравнивания нарисованных объектов по горизонтали и вертикали используется сетка. Можно сделать сетку видимой, а также изменить размер ее ячеек.
Основные векторные редакторы
Простой векторный графический редактор StarOffice Draw входит в состав интегрированного офисного приложения StarOffice , удобный векторный редактор встроен в текстовый редактор Microsoft Word , для создания чертежей и схем можно использовать систему компьютерного черчения КОМПАС, среди профессиональных векторных графических систем наиболее распространена CorelDRAW .
Сегодня мы познакомимся со встроенным в приложение Microsoft Word графическим редактором, который является векторным.
Прежде чем рисовать, необходимо убедиться, что в окне приложения имеется панель инструментов Рисование.
Как вызвать панели инструментов?
Вид – Панели инструментов - …
Давайте рассмотрим инструменты панели Рисование.
Меню Рисование позволяет выполнять различные действия с объектами изображения. Например, можно группировать, повернуть, отразить, изменить порядок. Еще одна возможность – отображение линий сетки, которая позволяет размещать объекты симметрично, на равных расстояниях, т.е. повышает точность построений.
Стрелка позволяет выбирать и выделять объекты.
Пункт меню Автофигуры открывает доступ ко всем автофигурам, с помощью которых мы и будем строить изображения.
За ними расположены пиктограммы Надпись, Добавить объект WordArt , Добавить диаграмму, Добавить картинку, Цвет заливки, Цвет линий, Цвет шрифта, Тип линий, Шаблон линии, Меню «Тени» и «Объемы».
Многие из этих инструментов вам понадобятся при выполнении практической работы.
IV . Этап первичной проверки понимания изученного
1. Почему в векторных графических редакторах можно изменять видимость объектов, образующих рисунок?
2. В каких случаях полезно воспользоваться операцией группировки объектов?
3. Какие векторные редакторы вы знаете?
4. Назовите возможности векторного графического редактора, которые являются его достоинствами.
V . Этап применения знаний и способов действий
Теперь разберемся на практике и научимся применять инструменты рисования векторного графического редактора.
VI . Этап коррекции знаний и способов действий
Проверка и коррекция учителем правильности выполнения практической работы.
VII . Этап информации о домашнем задании
VIII . Этап подведения итогов занятия
Подведение итогов урока с комментариями учителя по поводу работы класса и отдельных учащихся.
Выставление оценок.
IX. Этап рефлексии
Чем интересен урок? Что хотели бы изменить? Как оцениваете свою работу на уроке?
Содержание
сайта
|
Разное
|
Работа
с изображениями
|
Обзор
/
|
Список
|
На рисунке - Libre Office Draw v 5.1.5 (2000 -2016 гг.). Интерфейс и справка - многоязычные (есть русский язык).
Libre Office Draw входит в бесплатный пакет программ Libre Office (Википедия о Libre Office ).
В состав пакета входят программы:
LibreOffice Writer - текстовой редактор типа Microsoft Office Word
LibreOffice Writer (web)
-
редактор веб-страниц
LibreOffice Draw
-
программа для работы с изображениями
LibreOffice Calc - создание электронных таблиц
LibreOffice Base - работа с базами данных
LibreOffice Impress - программа для создания презентаций
LibreOffice Math -
программа для создания математических формул
Работает в Windows, Linux, Mac.
Libre Office Draw
Основное назначение Libre Office Draw - векторное рисование. Дополнительно - создание веб-страниц.
В редакторе можно создать несколько страниц. Страница можно снабдить гиперссылками, нумерацией, описаниями и пр.
Программа имеет целый набор векторных объектов, которые можно вставить
на страницу - прямые линии и линии произвольной формы, линии со
стрелками, прямоугольники, эллипсы (окружности), различные векторные
фигуры, разнообразные звезды, выноски и другое. Имеется большая галерея
спец. значков и миниатюр.
Кроме этого, на страницу можно вставить текст, схемы, диаграммы,
изображения, видео, звук, слайды, файл, фрейм, таблицу, поля даты и
времени (в т.ч. изменяемые), создать ссылку и пр.
Для вставленного текста есть функция проверки орфографии. К тексту
можно
также применить эффекты (т.е. создать художественный текст) и создать
анимированный текст.
Изображение можно вставить из файла или со сканера.
Форму вставленных объектов можно скорректировать перетаскиванием за узлы.
К объектам можно применить поворот вокруг оси, отражение по горизонтали или вертикали, применить расположение в различных слоях, выравнивание, векторное изображение можно преобразовать в растровое, применить заполнение (цвет, градиент, текстура), искажение формы, 3D-преобразование и прочее.
Сохранение рисунка для последующего редактирования - в форматах
odg, otd, sxd, std, fodg.
Сохранение созданного (экспорт) в форматах html, flash (swf), pdf, bmp,
emf, gif, jpg, jpeg, png и других.
Создание веб-сайта
При сохранении созданного в Libre Office Draw в формате
html-страниц
создается комплект страниц, изображений, кнопок навигации и пр. Для
тех, кто хочет быстро создать сайт, состоящий из нескольких простых
страниц, программа Libre Office Draw может оказаться даже проще и
удобнее, чем специализированная программа из этого пакета - LibreOffice Writer (web)
.
Для примера создан сайт, состоящий из двух страниц (см. рисунок выше).
Главная страница сайта представляет из себя страницу с набором миниатюр
- уменьшенных страниц сайта. При щелчке по миниатюре открывается
соответствующая страница.
Пример простейшего сайта
,
созданного в Libre Office Draw.
Программа для создания презентаций LibreOffice Impress, входящая в пакет Libre Office, по набору функций и методам работы во многом схожа с Libre Office Draw.