Они преодолевают сотни километров за считанные минуты и полностью изменили представление о времени и пространстве.

Shinkansen

Под названием «Синкансэн» в Японии существуют и сеть высокоскоростных железных дорог, и, собственно, сами поезда. Причем первые такие составы появились в Японии еще перед Олимпиадой 1964 года. Расстояние в 550 км между Осакой и Токио они преодолевали за 2,5 часа - невиданное дело по тем временам.
«Синкансэн» - поезд‑рекордсмен. Его рельсовая разновидность может развить скорость 443 км в час, и это абсолютный рекорд. Абсолютный рекорд модели на магнитной подушке - еще более впечатляющий - 581 км в час. За такую скорость «Синкансэн» в народе называют пулей. Кстати, эти поезда еще и самые безопасные в мире - ни одной серьезной аварии за 50 лет.

TGV POS

Этот поезд курсирует между Францией и Германией, а также - между Францией и Швейцарией. Он движется в среднем со скоростью 320 км в час, однако и у него есть свой рекорд - 574 км в час. Это его максимальный результат. Ну и, подобно японскому собрату, TGV считается одним из самых безопасных в мире.
С 1981 года, когда во Франции появились высокоскоростные магистрали, не было зафиксировано ни одного случая гибели людей при эксплуатации поездов. Исключение было лишь одно, когда на пути внезапно выехал грузовик.

Shanghai Maglev Train

Поезд на магнитной подушке эксплуатируется в Шанхае с 2004 года. 30 км, а именно столько составляет расстояние от аэропорта до центра города, состав преодолевает всего за 7-8 минут. А его рабочая скорость составляет 431 км в час. А абсолютный скоростной рекорд превышает 500 км в час. Кстати, разработали этот скоростной поезд не в Китае, а в Германии.

CRH380A

Максимальная рабочая скорость этого китайского поезда, как можно понять из названия, - 380 км в час, а абсолютный рекорд для CRH380A - 486 км в час. Его запустили в 2010 году по маршруту Шанхай - Нанкин. Позже он начал совершать ежедневные рейсы на линиях Ухань - Гуанчжоу и Шанхай - Ханчжоу.

Siemens Velaro

В Германии эти поезда известны под именем Intercity‑Express, а в России - под названием «Сапсан». Их максимальная скорость составляет 320 км в час. В Германии поезда этого типа используются на всех дальнемагистральных маршрутах.
В Россию «Сапсан» пришел громко: сразу после подрыва «Невского экспресса» и на волне протеста против массовой отмены электричек, которая была связана с запуском высокоскоростного поезда. Однако «Сапсаны» быстро стали популярны, ведь теперь дорога из Москвы в Санкт‑Петербург стала занимать чуть больше трех с половиной часов. Хотя и «Невский экспресс» мог не хуже.

Talgo

Talgo 250 - не самый скоростной поезд испанского производителя Talgо. Однако и его можно увидеть на российских железных дорогах под названием «Стриж». Его рабочая скорость составляет 250 км в час, но разгоняться он может и до 270. По России он следует из Москвы в Нижний Новгород, останавливаясь во Владимире, Коврове и Дзержинске. А в декабре 2016 года «Стрижи» полетели еще и в Берлин, заезжая в Смоленск, Минск, Брест и Варшаву.
Самый же быстрый представитель этого испанского семейства - поезд AVE Talgo-350, который курсирует у себя на родине и развивает скорость до 365 км в час.

Eurostar

Знаменитый поезд, соединивший Лондон и Париж через тоннель под Ла‑Маншем, и прочно вошедший в массовую культуру. А позднее он стал также ходить в Брюссель и Амстердам. Конструктивно Eurostar - это удлиненная разновидность французского поезда TGV. Из Лондона в Париж он доезжает за 2 часа 16 минут, а его максимальная скорость составляет 335 км в час. Правда, и билеты на поезд - не дешевые.

ETR-500

Скоростной итальянский поезд впервые был запущен в 1993 году. Он развивал скорость 300 км в час, и расстояние от Милана до Болоньи преодолевал за 56 минут. А абсолютный рекорд его скорости составил 362 км в час. Рекорд был установлен на маршруте Болонья‑Флоренция в 2009 году.

KTX Sancheon

Южнокорейский поезд курсирует по маршрутам Йонсан‑Кванчжу‑Мокпхо и Сеул‑Пусан. Его спроектировали в компании Hyundai Rotem на основе уже известной нам французской технологии поездов TGV.
Ради безопасности пассажиров поезду установили скоростное ограничение в 305 км в час, однако он может разгоняться и до 352.

THSR 700T

Этот поезд можно встретить на Тайване. И был он разработан на основе знаменитой японской «пули» - «Синкансэна». По скорости он уступает своему «родственнику», в среднем он разгоняется до 300 км в час. А его рекорд - всего 315 км в час. Поезд соединяет Тайбэй и Гаосюн, расстояние между которыми - чуть больше 330 км. Его состав пролетает за полтора часа.

Все фото: Shutterstock

С момента изобретения железной дороги – 1825 года, множество инженеров работают над усовершенствованием этого вида транспорта. Поезда стали одним из наиболее распространенных способов передвижения. Пассажиров этот транспорт привлекает доступной стоимостью проезда и комфортом.

Новой реальностью современности стало применение магнитной левитации. При этом движение поездов осуществляется за счет силы искусственно создаваемого магнитного поля. Идея магнитных подушек возникла впервые в начале 20 века у немецких разработчиков. Первое воплощение она получила в 1971году в ФРГ. Предлагаем ознакомиться с рабочей группой наиболее быстрых поездов мира, осуществляющих перевозки пассажиров.


Представляет собой состав ряда TGV, совершающий движение на стремительных оборотах. Изготавливается в Британии. В 2003г. зафиксирована наибольшая скорость на отметке 335 км. На практике движение происходит с показателем 300 км в час. Проезд из Лондона до Парижа выполняется за время 2 часа и 16 минут.

Электропоезд применяется в международных железнодорожных рейсах. Он работает по перевозке пассажиров из Англии во Францию через Бельгию. Поезд соединяет Лондон и графство Кент, находящиеся в Великобритании, с французскими Парижем и Лилль, а также бельгийским Брюсселем. Движение его осуществляется по европейскому наиболее продолжительному тоннелю.

Эволюция транспорта на железной дороге прошла долгий путь от вагонеток до сверхскоростных электричек и поездов. В Европе, например, такой вид транспорта достойно конкурирует с авиа сообщениями, поскольку небольшие расстояния между странами преодолеваются по земле за такое же время, что и по небу. В статье речь пойдет о сверхскоростях, с которыми поезда способны передвигаться по миру.

В конце статьи мы приготовили сюрприз 🎁 – увлекательный тест для проверки твоей внимательности 😃

Лидеры среди скоростных поездов мира

Железнодорожный скоростной транспорт сегодня представлен необычными экземплярами. А все потому, что в 1969 году были изобретены высокотехнологические поезда, скользящие на путях с помощью «левитации». Первый поезд на магнитной подушке – Transrapid 02 передвигался со скоростью 90км/час. Безусловно, «маглевы» – это транспорт будущего. Большая часть рекордсменов по скорости относится к этому классу.

Лидер рейтинга представлен японским маглевом. Испытания проводились в префектуре Яманаси. На специальном участке зафиксирована скорость самого быстрого поезда – 603 км/час. Стремительная поездка практически бесшумна, поскольку отсутствие колес обуславливает плавность движения. Кстати, на этом же участке в 2003 году японский поезд MLX 01 поставил рекорд скорости в 581 км/час.

Интересно!

Shinkansen используют на коммерческих маршрутах. При перевозке пассажиров поезд развивает скорость 443 км/час.

Французский рельсовый поезд по итогам 2015 года получает второе место в абсолютном зачете. При тестовом заезде во Франции в вагонах присутствовали журналисты и обслуживающий персонал. Скорость, которой достиг TGV, впечатляет – 574,8 км/час. Загруженный пассажирами на маршрутах поезд движется не быстрее 320 км/час.

Еще один Японский экспресс курсирует с поражающей скоростью – 517 км/час. Стоит отметить, что такой маглев никогда не перевозил пассажиров, поскольку был разработан в качестве «пробника» для создания коммерческих поездов.

Рекордная для серии «Гармония» скорость была установлена на участке Сюйчжоу–Бэнб и составила 487,3 км/час. В эксплуатации же поезд достигает 380 км/час, что считается самым высоким показателем по средней скорости среди всех претендентов на лидерство.

Китай выпустил маглев, способный не только достигать, но и удерживать скорость при отметке 431км/час, что считается еще одним рекордом. Таким образом, за полторы минуты Shanghai буквально пролетает 10,5 километров. Максимально возможная же скорость китайского поезда составляет 501км/час.

Японский экспресс в свое время сместил с пьедестала славы Aerotrain I80HV, показав на тестовом выезде отметку в 431 км/час. Особенностью образца стала возможность моментального тормоза. Тем самым, создан не только высокоскоростной, но и довольно безопасный перевозчик.

Жемчужиной проекта экспресса из Франции стал реактивный двигатель. Такой аппарат используют на самолетах. Разработчики аэротрэйна не прогадали, поскольку удалось достигнуть 430 км/час, что позволило французскому детищу в течение 15 лет оставаться безусловным лидером среди быстрейших поездов.

В названии еще одного китайского поезда включена лимитная скорость на маршруте – 380км/час. Хотя потенциал левитирующего железного транспорта говорит о цифре в 486 км/час.

Интересно!

CRH380A способен вместить 500 человек. Посадка в поезд осуществляется с помощью трапа, как в самолете.

Fuxing Hao CR400AF/BF

Представитель обычного электропоезда с невозможной скоростью 400 км/час. В серии Fuxing Hao выпущено два представителя – Голубой дельфин и Золотой Феникс. Оба курсируют между двумя железнодорожными станциями, соединяющими юг Пекина и Hongqiao.

С момента ввода в эксплуатацию Fuxing Hao время прохождения указанного пути сократилось с 10 часов до 5. А предыдущий лидер по скорости – «Гармония-380А» с допустимой скоростью 380км/час уступил пальму первенства.

По прототипу китайского голубого дельфина в Италии выпущен высокоскоростной поезд, который считается самым быстрым в Европе. Скорость 400 км/час позволяет за 3 часа доставить пассажиров из Рима в Милан. Кроме этого, конструкторы потрудились над тем, чтобы создать технологичный продукт.

Компоненты и составляющие итальянского поезда устойчивы, а современный функционал поражает воображение попутчиков.

Прототипом высокоскоростного итальянского поезда стал TGV Est V150. Максимальная скорость курсировавшего через крупные города Италии AVG – 360 км/час. Правда, на территории страны допустимо передвигаться со скоростью не выше, чем 300 км/час.

Примечательно, что при создании экспресса использовалась распределительная тяга. Таким образом, достигалось снижение уровня шума в поездах, причем как внутри, так и снаружи.

Siemens Velaro E/AVS 103

Поезд из Испании курсирует на маршруте «Барселона – Париж». Это расстояние Renfe AVE проходит за неполные 6 часов со скоростью 350 км/час. Это не самый быстрый европейский железнодорожный транспорт, но на родине – абсолютный лидер.

Модель со скоростью 350 км/час окрестили летающим паломником, поскольку главный маршрут с 2017 года – «Мекка – Медина». Раннее, верующие в течение 5 часов добирались до святых мест. Теперь же расстояние в 452 км Haramain пролетает за 2 часа.

Интересно!

Строительство железной дороги в Саудовской Аравии связано не только с необходимостью увеличения скорости пассажиропотока, но и для снижения загруженности автомобильных трасс.

В Германии по маршруту «Берлин – Мюнхен» курсирует Deutsche, пролетая это расстояние со скоростью 330 км/час. Отдельно стоит сказать о дизайне поезда. Стильный, бело – серебристый цвет и ярко-красная линия выглядит премиально. В дальнейшем разрабатывается стратегический маршрут «Франкфурт – Лондон» специально для данной модели.

Интересно!

Поезда серии ICE оборудованы активной системой наклона. Так, у наклоняющегося поезда при достижении скорости в 70 км/час и вхождения в поворот вагоны чуть смещаются внутрь, что позволяет преодолеть центробежную силу.

KTX2

Северная Корея не остается в стороне от всемирной гонки. На родине KTX2 ласково называют «пулей», ведь максимально возможная скорость поезда составляет 352км/час. Естественно на коммерческих маршрутах разрешенная скорость ниже.

Железная дорога в Южной Корее, запущенная в 2004 году считается самой быстрой. Некоторые маршруты открылись при Олимпиаде 2018 года. Путь «takashi» соединяет международный аэропорт и знаменитый лыжный курорт Пхенчхана. Такое расстояние на электричке занимало не менее 6 часов. На Korail туристы прибывают к снежным склонам за 2 часа, несясь со скоростью 330 км/час.

Серия Eurostar хвалится 22-летней историей. В 2015 году один из евростаров подвергся редизайну. Потенциально возможная скорость указана в названии высокоскоростной электрички. Основной маршрут включает 3 ключевых пункта – Париж, Лондон и Брюссель.

Интересно!

Несмотря на удобство передвижения между столицами европейских городов, до сих пор жители и туристы предпочитают авиа сообщения. А между тем, стоимость билета на самолет в разы выше, чем на сверхзвуковой Eurostar E320.

Немецкий поезд называют «деловым», поскольку половина пассажиров, перемещающаяся между Брюсселем и Парижем, совершает поездки, связанные с работой. Маршрут включает еще Амстердам и Кельн, а с 2015 года и Дортмунд. Скорость коммерческого проезда Thalys составляет 300 км/час.

Год назад, 5 марта 2017 года в Японии дебютировала серия поездов, которая курсирует между Токио и Аомори. На преодоление участка в 675 километров, Hayabusa потребуется 3 часа. Заявленная скорость коммерческой перевозки – 300 км/час, и это при учете отсутствия магнитной подушки.

Такой вид сапсана, как отмечает производитель, будет усовершенствоваться и дальше. Запланировано повышение скорости загруженного поезда до 320км/час.

Самые быстрые поезда России

Россия не знаменита быстрыми железными дорогами и до лидеров в этом аспекте – Японии, Китая и Франции ей еще очень далеко. Но все же поезда, курсирующие на территории РФ, заслуживают отдельного внимания.

Сапсан

Разработка немецкой компании Siemens специально для ОАО «РЖД». Первый рейс состоялся в 2009 году и сегодня маршруты остаются неизменным – «Москва – Санкт-Петербург» и «Москва – Нижний Новгород». Сапсан способен развивать скорость 300 км/час. Разрешенный лимит ограничен пределом 250 км/час. Крутой экспресс стал альтернативой перелетам между Москвой и Питером, поскольку при учете временных трат на дорогу в аэропорт, поезд выгоднее.

Поезда у многих ассоциируются с довольно некомфортной и долгой дорогой. Но оказывается, чтобы путь был приятным, просто нужно выбирать правильные железные дороги, по которым мчатся самые скоростные поезда. Здесь речь ведем о поездах регулярного сообщения, которые работают с различными системами, рельсовыми, магнитными или на воздушных подушках.

Быстрые, но все же не лидеры, среди поездов присутствуют в разных странах мира. Предлагаем ознакомиться с ними.

Самые быстрые поезда в мире

Тайванский поезд THSR 700T гоняет со скоростью 335 километров в час и перевозит почти тысячу пассажиров. Эти составы оборудованы круиз-контролем, а так же амортизационным устройством для защиты от аварий на малых скоростях.

Южнокорейский скоростной поезд Hyundai Rotem ездит по путям с 2009 года. Его скорость – 352 километров в час. Такие поезда ездят даже на Украине. Но, по странному стечению обстоятельств, составы постоянно ломаются под Полтавой.

Французский TGV Reseau разгоняется до 380 километров в час. В салоне помещается ровно 377 пассажиров. И этот самый быстрый поезд потребляет 25 тысяч вольт переменного тока.

Первый высокоскоростной японский поезд Shinkasen появился в 1964 году. Его показатель скорости довольно впечатляющий – 443 километра в час. В движение состав способно привести 25 тысяч вольт переменного тока.

Стильный немецкий поезд TR-09, который действует по принципу магнитной систему левитации, имеет скоростью 450 километров в час. Кстати, технология магнитной левитации историей создания патента уходит в 40-е годы прошлого столетия, а вот коммерческая реализация завершена только в 2004 году.

Самый быстрый поезд в Китае

Раньше самый скоростной поезд в мире курсировал в Китае. Он развивал скоростью до 380 километров в час. И состав отличается не только скоростью, но и высочайшим уровнем безопасности, комфорта и экологичности. Его планируется отправить по строящейся железнодорожной ветке, которая направляется из Пекина в Шанхай. Протяженность дороги – 1318 километров.

И этот пассажирский поезд, который носит название «Хэсе», претендовавший на звание самого быстрого поезда в мире, первый рейс совершил из китайского города Ухань в Гуанчжоу. Между ними расстояние всего в одну с небольшим тысячу километров. Состав вышел из Ухани и был в пункте конечного назначения меньше чем через три часа. При этом средняя скорость поезда была равна 341 километру в час. А во время тестовых пробегов, на этом же маршруте, вагоны двигались со скоростью около 394 километров в час.

Самый быстрый поезд в России

Ну а самым скоростным поездом России является «Сапсан». Это высокоскоростной электропоезд компании «Сименс», который приобрела компания «Российские железные дороги» для курсирования по дорогам местного значения. Кстати, назван «Сапсан» в часть сокола-сапсана, это самая быстрая птица в мире из отряда соколиных. При нападении ее скорость равняется 300 километрам в час.

Японский поезд Синкансен 500, поезд нового поколения.

Максимальная конструктивная скорость «Сапсана» равняется 350 километрам в час. Но по российским железным дорогам состав может двигаться со скоростью всего 250 километров в час. Большую часть пути из Москвы в Санкт-Петербург поезд следует со скоростью 200 километров в час. А вот на одном участке, между Малой Вишерой и Окуловкой, Мстинским мостом, она увеличивается до 250 километров в час.

Стоит отметить, что поезда компании «Сименс» от европейских отличается. В частности, воздухозаборники помещены на крышу, поэтому поезда могут работать при температуре окружающего воздуха минус 50 градусов по Цельсию. А вот салоны шире стандартных европейских на 30 сантиметров. И это связано, прежде всего, с шириной российской колеи и, конечно, габаритом подвижного состава СНГ, а он существенного отличается от европейского.

Самый быстрый поезд в мире

Рекорд скорости передвижения по железнодорожному полотну составляет 574 километра в час. И он принадлежит самому быстрому поезду в мире TGV POS. Во время испытаний в 2007 году этот французский электропоезд развил скорость ровно до 574,8 километров в час. И эта цифра стала мировым рекордом для рельсовых поездов. Состав-рекордсмен курсирует в Германию и Швейцарию из Франции, но на меньшей скорости.

Здесь же стоит отметить самый быстрый поезд в мире на магнитном подвешивании. Это японский MLX01. Его рекордная скорость была зафиксирована в 2003 году. Тогда он разогнался до 581 километра в час.


Есть еще один экземпляр с впечатляющей скоростью. Очередной рекорд был зафиксирован в Японии. Скоростной поезд под названием Hayabusa, который начал ездить в 2011 году, назван самым быстрым поездом в мире, но еще и самым стильным. Внутри состава, в вагонах бизнес-класса, ощущаешь себе как на борту современного авиалайнера. И он движется со скоростью до 500 километров в час.

Этот супер современный, самый быстрый поезд в мире, по словам железнодорожников, создавался ради двух ежедневных рейсов из Токио в Аомори. Дорога должна простираться по удивительно живописной и красивой сельской местности, которая находится на севере Хонсю.

Самые быстрые поезда будущего

Стоит отметить, что с 1960 года и по сей день японская сеть по производству поездом Синкансэн конструирует, производит и продает поезда, которые по праву могут называться совершенными высокотехнологичными новинками, популярными и на территории Японии и далеко за ее пределами.

Поезд Сапсан изнутри

К слову, спрос на поезда бизнес-класса «Хаябусу» уже есть. Основной потребитель – это США, страна, которая заинтересовалась очень быстрыми, да к тому же безопасными и экологическими поездами. Ну а желающим прокатиться на длинноносом зелено-серебристом и ультрабыстром, самом скоростном поезде в мире придется отдать примерно 320 долларов.

Стоит отметить, что идеи об установлении рекордов скорости в Японии так не оставят в покое, поскольку в стране к 2027 году планируется запустить в эксплуатацию магнитную железную дорогу, которая соединит столицу страны и город Нагоя. А вот к 2045 году японцы хотят проложить дорогу из Токио в Осака, на западе острова. И, по планам, поездка в один конец должна занять всего один час и 7 минут. Этот показатель в два раза быстрее, чем это можно сделать сейчас.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Первый поезд, построенный в Англии, развивал скорость 38 км/ч, удивляя горожан и давая конным дилижансам XIX века сотню очков вперед. Сегодня, когда приоритет дальних поездок отдан авиатранспорту, появление поезда, развивающего скорость до 603 км/ч, способно перевернуть и наше представление.

Технологически поезда эволюционировали в такой последовательности: паровозная тяга, электротяга, магнитная подушка. Электротяга практически полностью заменила паровую через 80-90 лет после появления первого паровоза, но до сих пор не исчерпала своего потенциала, несмотря на освоение магнитной левитации (маглева).

Японские инженеры пошли сразу в двух направлениях: улучшать существующие технологии и прорабатывать новые. Еще в 1964 году в Японии открыта высокоскоростная магистраль Синкансен. Поезда развивают скорость до 320 км/ч за счет улучшенных аэродинамических характеристик, новых типов двигателей и других конструкционных улучшений. По этому пути пошли и другие производители высокоскоростных поездов: французский Alstom, американский Bombardier, испанский Talgo и немецкий Siemens. Каждая из компаний имеет в числе своих разработок высокоскоростные поезда, способные развивать скорость свыше 200 км/ч. Эра высокоскоростных поездов в России началась в 2009 году, когда по маршруту Москва — Санкт-Петербург был запущен первый «Сапсан», изготовленный компанией Siemens на базе модели высокоскоростного поезда Velaro E и адаптированный для нашей страны.

Японские поезда Синкансен занимают третье место в рейтинге самых скоростных поездов в мире.

Самый быстрый действующий поезд на магнитной подушке работает в Китае — это Шанхайский маглев. Слово «маглев» происходит от сокращения двух: магнитная левитация. Суть технологии заключается во взаимном действии магнитов, одноименные полюса которых отталкиваются. Так преодолевается главная проблема рельсовых поездов — трение о поверхность. Новая технология потребовала не только новых поездов без колесных пар, но и новой инфраструктуры: специальное Т-образное рельсовое полотно укладывается на бетонную подушку. Визуально поезд охватывает рельс со всех сторон, приподнимаясь в движении всего на 1-2 см над полотном. Шанхайский маглев преодолевает маршрут в 30 км за 7 минут и 20 секунд. Максимальная скорость достигает 430 км/ч.

Шанхайский маглев — серебряный чемпион скоростного движения среди поездов.

Недавно определившимся скоростным лидером стал другой японский поезд — JR-Маглев. Именно его экспериментальные поездки показали скорость в 603 км/ч. Японская технология магнитной левитации несколько отличается от реализованной в Китае — левитация осуществляется с помощью сверхпроводящих магнитов. На практике это означает большую стабильность движения. Изменился вид железнодорожного полотна и конструкция самого поезда. Особенностью технологии является ее эффективность только на больших скоростях, что предполагает наличие колесных пар у поездов для движения на скорости менее 100 км/ч.

JR-Маглев — самый быстрый поезд в мире, промышленную эксплуатацию которого планируется начать в 2027 году. Максимальная скорость достигает 603 км/ч.

Пока в большинстве стран начинается внедрение высокоскоростных электропоездов, ученые обсуждают развитие магнитной левитации: если поезд на магнитной подушке будет ходить в вакуумном туннеле, можно избежать воздушного сопротивления. Теоретически скорость движения таких поездов будет достигать 6000-8000 км/ч.